Шухрат Аманов, эксперт проекта ЕФО в Узбекистане (Ташкент), присоединился к Туринскому процессу в начале лета 2016 г. для помощи в сборе информации для странового отчета Узбекистана.
«Я присоединился уже на последнем этапе этого цикла Туринского процесса для того, чтобы обеспечить целенаправленную работу по подготовке отчета специалистов фокус-групп, сформированных по пяти приоритетным направлениям», — говорит г-н Аманов.
Фокус-группы состоят из сотрудников Министерства образования и Центра специализированного среднего образования. У этих двух организаций разные сферы ответственности: министерство отвечает за обучение студентов 14–18 лет, тогда как Центр — за подготовку лиц старше 18 лет.
Туринский процесс, в рамках которого проводились ежеквартальные встречи фокус-групп по обсуждению таких вопросов, как прием студентов, изменения в учебной программе, сотрудничество колледжей и работодателей и нормативно-правовая среда, помог выявить эффективные меры, которые можно реализовать в обучении учащихся старше 14 лет.
«Наш урок в том, что мы поняли необходимость большей координации, существует много дублирующих друг друга мер, которых можно избежать», — говорит Шухрат Аманов.
В стране работают 1500 учебных заведений системы ПОО, в которых занятия проводятся только до обеда, а затем они бесцельно простаивают. Можно использовать эти учебные заведения и их преподавателей для обучения взрослых, предлагает г-н Аманов, подчеркивая, что это его личное мнение.
По его словам, Туринский процесс уже начал объединять идеи работников системы ПОО, способствуя большей целенаправленности, информационной надежности и ответственности в реализации подхода к реформированию системы ПОО.
По некоторым направлениям Узбекистан уже опережает своих соседей в Средней Азии. Здесь сформированы прочные связи между учебными заведениями и работодателями и внедрен беспрецедентно гибкий подход, позволяющий крупным промышленным концернам вносить рекомендации по изменению учебных программ и участвовать в преподавании.
«Мы начали работать в тесном сотрудничестве с работодателями, такими как немецкая компания по производству строительных и утеплительных материалов Knauf, которые объяснили колледжам, что они хотят, и учебные программы были адаптированы для их потребностей».
В стране, где работает ряд крупных работодателей, то есть компаний с более чем 2000 сотрудников, в таких отраслях, как хлопковое хозяйство, нефтегазовая и химическая промышленность и автомобилестроение, способность к подобному сотрудничеству дает существенные экономические преимущества.
В будущем, возможно, появится большее количество таких партнерств, поскольку в Узбекистане государство «переходит от системы госсобственности к частному сектору, кардинально сокращая свою долю в экономике». Это способствует тому, что формированию навыков предпринимательства у студентов и более активному содействию развитию малого бизнеса будет уделяться больше внимания.
Государство уже предоставляет беспроцентные займы и льготные ставки на аренду земли для студентов системы ПОО, которые желают создать собственные компании.
«Сейчас необходимо обучать студентов системы ПОО не только навыкам поиска работы, но также и навыкам, которые помогут им стать предпринимателями», — заключает г-н Аманов.